Как сделать лифт своими руками
Стремление к комфорту – вполне нормальное желание. А человек, умеющий создать комфорт в доме, обязательно подумает, как сделать лифт своими руками. Часто подъёмный механизм — лифт необходим в погреб или подвал, на второй этаж в гараже или доме. Отдельная история — когда в доме проживают инвалиды либо пожилые люди.
Содержание
1. Принципы работы различных лифтовых систем.
2. Как сделать электромеханический лифт своими руками.
2.1 Общие параметры лифта.
2.2 Монтаж направляющих лифта.
2.3 Подъёмный механизм лифта.
3. Безопасность.
Видео-версия статьи
Предусмотреть монтаж лифта желательно ещё на этапе архитектурного проектирования. Установка лифта в законченном доме добавляет и работ, и финансовых затрат.
Принципы работы различных лифтовых систем
Лифтовые подъёмники подразделяются на следующие основные виды:
1) Электрический (электромеханический).
2) Гидравлический.
3) Пневматический (аэролифт).
Для движения лифта требуется некое силовое устройство, наиболее удобным и практичным питанием которого будет электричество. Поэтому электродвигатели входят в состав привода, независимо от его вида. Однако электрическими принято называть лифты наиболее распространенной, тросовой системы, вероятно, потому, что у них усилие двигателя непосредственно передаётся тросам, перемещающим кабину.
1. Электрический лифт, которым мы пользуемся в многоэтажных домах, работает по принципу противовеса: кабина закреплена на тросах, на других концах которых закреплён груз-противовес. Приводной механизм, расположенный в верхней части лифта (машинное отделение), получив электрический сигнал от кнопок панели, через шкив-колесо приводит систему в движении. Благодаря противовесу инерция кабины сводится к минимуму, что обеспечивает плавность движения и позволяет обойтись электродвигателем значительно меньшей мощности.
2. Гидравлический лифт работает по принципу домкрата. Электродвигатель создаёт давление жидкости в системе, гидроцилиндр толкает кабину вверх. На спуске электричество не потребляется. Этот вид лифтов не имеет противовесов и отличается бесшумностью. Но из-за высокого давления в гидравлической системе требует квалифицированного обслуживания и мощной силовой установки.
3. Кабина пневматического лифта работает как поршень. Для движения лифта вверх в аэрошахте над кабиной мощными вентиляторами создаётся разрежение воздуха. В результате повышенное давление под кабиной толкает её вверх. Для спуска давление сверху и снизу кабины выравнивается, и она плавно опускается вниз.
Пневматический лифт своими руками
Теперь зададим себе вопрос: как сделать лифт своими руками в доме, посильно ли это для рук и для кошелька?
Для пневматического лифта необходимы комплектующие, которые практически невозможно сделать своими руками. Если покупать готовые или заказывать их изготовление, теряется сама идея изготовления лифта своими руками. Да и окончательная стоимость округлится до такой цифры, что приобретение и монтаж готового аэролифта обойдется дешевле.
Гидравлический лифт своими руками
Теперь – гидравлика. Увы, не менее сложно и дорого. Потребуется высокопроизводительная гидравлическая насосная станция, а стоит она недешево. Ну, а главное – гидроцилиндр. Даже для поднятия кабины лифта на один этаж требуется значительное выдвижение штоков. Подобные блоки имеются у автомобилей-самосвалов но, даже решив установить такой гидроцилиндр, мы столкнёмся с другой проблемой — опускание кабины. Гидроцилиндры автомобильного типа складываются под весом тяжёлой грузовой платформы самосвала. Веса кабины лифта тут будет недостаточно. Комбинирование из различных других готовых механизмов будет не менее сложно и дорого.
Решение вопроса, как самому сделать лифт очевидно: делать лифт электромеханический.
Как сделать электромеханический лифт своими руками
Общие параметры лифта
В нашем случае конструкция лифта, сделанного своими руками, это подвижная рама из квадратной трубы 60×40, которая движется между двух швеллеров – направляющих. По углам рамы попарно установлены 8 колёс, при этом оси одной пары (один угол рамы) расположены перпендикулярно друг к другу. Одно колесо упирается в стенку швеллера, другое – в полку. Такая конструкция обеспечивает свободное перемещение рамы лифта вверх-вниз, при этом надёжно фиксируя ее от фронтального и бокового смещения (Рис. 1).
К нижней части рамы привариваем грузовую платформу. Для обеспечения жёсткости конструкции платформу и раму связываем косоурами. При устройстве лифта потребуется применять сварочный аппарат, здесь рассказано как варить электросваркой подробно.
Расположение косоуров сверху или снизу диктуют конкретные условия помещения, поскольку каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы. Косоуры расположенные над площадкой могут усложнить монтаж стенок кабины. Расположение косоуров снизу потребует удлинения подвижной рамы. В этом случае придётся делать приямок, иначе кабина лифта не будет доезжать до пола.
Монтаж направляющих
Швеллер для направляющих берём не меньше №10. Длина его зависит от требуемой высоты подъёма. Как показала практика, даже швеллер №12 при длине 7,5 метров имеет высокую гибкость, «играет» под собственным весом. Поэтому в процессе монтажа многократно контролируем вертикальность, проверяя ее в разных местах.
Швеллер крепим к стене через каждые 600 мм в двух точках. Для этого заранее привариваем к швеллеру крепёжные пластины, края которых выступают с двух сторон полки.
Чем крепить пластины к стене, зависит от её материала. В кирпич или бетон – анкеры по бетону 200×16, в газобетон – пластиковые анкеры для газобетона 10×120 и шурупы саморезы, в дерево шурупы-саморезы с шестигранной головкой, диаметром 4-5 мм (гвозди не применяем!).
Для монтажа второй направляющей ставим между швеллерами подвижную раму лифта в собранном виде (с колёсами), и постепенно поднимая её вверх, выставляем и крепим второй швеллер «по месту». Таким способом достигается максимально точная геометрия конструкции. Допуски будут минимальны, а значит, движение лифта – устойчивое, без раскачивания.
Подъёмный механизм
Решая вопрос как сделать лифт своими руками, особое внимание нужно уделить выбору силовой установки. Подойдет электрический тельфер с асинхронным двигателем и червячным редуктором. Такой механизм недорогой, надёжный и к тому же малошумящий.
В зависимости от места установки, поместить тельфер можно либо сверху, прикрепив к несущей металлической балке, либо снизу, в подвале или приямке, пропустив трос через закреплённый сверху ролик.
Наш домашний лифт рассчитан на одного человека, поэтому применять противовес нецелесообразно. Он лишь усложнит конструкцию и займёт дополнительное место.
Безопасность
Обязательно периодически осматриваем детали лифта. Особое внимание уделяем тросу, проверяя:
• наличие смазки;
• равномерность укладки на барабан;
• отсутствие перегибов и разрыва нитей плетения;
• исправность узлов крепления троса на барабане и раме лифта.
Нелишним будет сделать простую, но эффективную страховочную систему на случай обрыва основного троса. Для этого просто возьмем пару храповиков от инерционных ремней безопасности легкового автомобиля и установим между ними барабан со страховочным тросом. Сборка и крепление такого механизма не вызовет особых сложностей, а надежность его вполне достаточна, чтобы удержать значительный вес лифта с пассажиром.
В управляющем блоке для лифта, сделанного своими руками, предпочтительно применить кнопки без фиксации. По принципу: «нажал – едет, отпустил – не едет». И обязательно предусмотреть аварийную кнопку отключения эл. питания в случае «залипания» управляющей кнопки.
Кроме того, обязательно обеспечьте надежное заземление электрооборудования лифта.
Мы не упомянули об отделке кабины лифта. Это может быть либо окраска металлических деталей (по ссылке рассказано о том, как правильно красить металл) лифта, либо зашивка листовыми материалами, типа ОСП с последующей облицовкой. Думается, решив конструктивную часть вопроса как сделать лифт своими руками, работы по отделке не составят для вас особого труда.
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!
1) Какой высоты должна быть рама, на которой крепятся колеса?
2) Можно ли использовать лебёдку вместо электромотора?
3) Как понять «Через косоуры приварить площадку к раме»?
1. Как говорится, «по месту», конструктивно. Ее задача распределять усилие от веса груза и конструкций самой кабины (или площадки, если лифт открытый) по направляющим. То есть, опора в двух местах создается: вверху и внизу. Чем это расстояние больше, тем меньше риск перекоса. Обычно полтора-два метра. Но в принципе и полуметра хватит.
2. В смысле? Так там лебедка и используется. С электроприводом. Можно ли ручную? Да, конечно. Можно ее даже на сам лифт установить, и подниматься чисто мускульными усилиями.
3. Выражение не очень удачное. Автор подразумевал, не просто так сварить направляющую раму и площадку, а дополнительно узел соединения усилить наклонными элементами — косоурами, создать жесткую, треугольную конструкцию.
У меня вопрос по системе безопасности. Автор пишет что использует инерционные храповики. Вопрос в том что спиральная пружина внутри имеет вероятно ход до 1 м., а лифт минимум 3. Как организовать подмотку страховочного троса?
Действительно, узел по хорошему требует более детального описания, а еще лучше схемы. Вкратце — пружина не нужна совсем. Ведь ее задача просто убирать отстегнутый ремень. Тут же инерционный храповик крепится к барабану страховочного троса и при резком рывке последнего фиксирует его. В штатном режиме вращение барабана страховочного троса выполняется от того же движка, что и рабочего.
может логичнее использовать просто двойной трос для защиты — так как тельфер сам по себе должен иметь храповик для удержания позиции. а инерционным храповиком мы просто дублируем функцию встроенного, да еще заморачиваемся с прокруткой вала страховки
Почему нет. Автор очевидно предложил один из вариантов, возможно, с которым знаком. И уж точно, не самый простой. По большому счету, для трехметровой высоты хватит какого то демпфера гасящего удар, аммортизатора. Даже банальной пружины.
Тока не ставьте инерционные храповики от «Жигулей». Их частенько закусывает когда ремень вытягиваешь.
В данном случае это не принципиально. Храповик используется как предохранительное устройство и по хорошему, не должен вообще никогда пригодится. Ну, а если все же произойдет обрыв, то закусит или нет, это уже не принципиально будет. Лишь бы сработал и удержал лифт от падения.
«Благодаря противовесу инерция кабины сводится к минимуму,
что обеспечивает плавность движения и позволяет обойтись электродвигателем
значительно меньшей мощности.» ???
Благодаря противовесу инерция кабины НЕ сводится к минимуму, а ВАЗРАСТАЕТ ВДВОЕ примерно !!
Снижениие инерции СНИЖАЕТ плавность движения, а НЕ обеспечивает ее !!!
Инерции не имеет лишь то, что не имеет массы. Вы хоть в школе учились?
…. это, что за бред вы публикуете ?
Здесь, Стремление, любой ценой, привлечь внимание необразованного «лоха» ?
Напишите как сделать операцию на сердце своими руками.
Получится безопастнее, потому как никакой «лох» резать себя не станет,
а вот кустарным лифтом «без инерции» угробит запросто.
Оставляя за бортом вашу культуру диалога, хочу посоветовать все же внимательнее читать текст статей. Вы правы в том, что в целом инерционность системы увеличится, поскольку увеличится суммарная масса ее элементов. Но в данном случае происходит перераспределении инерции системы, и снижении за счет этого инерции ее части (кабины). Конечно, если вы увеличите массу КАБИНЫ ее инерция увеличиться. Но в данном случае этого-то как раз не происходит.
Что до школьной физики, она не рассматривает системы тел, возьмите учебник по теоретической механике. И впредь прошу эмоции сдерживать если действительно хотите не флудить, а разбираться. .